На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 276

возможным преподавание в одной школе представителей разных направлений. Так, в Афинской академии одновременно преподавали знаменитый ритор-язычник Гимерий, по своим взглядам принадлежавший к «второй софистике», и ритор-христианин Проэрсий, учениками которых были будущий борец с христианством Юлиан и будущие основатели каппадокийского кружка, виднейшие богословы IV в. Василий Кесарийский и Григорий Назианзин. Для светских историков и риторов IV—VI ее. было характерно следование античной традиции и либо отрицательное, либо безразличное отношение к христианству, К концу позднеантичной эпохи и у светских авторов все более ясно выступает не только лояльное, но и позитивное отношение к христианству. Авторы, опиравшиеся на античные традиции, чаще всего апеллировали к этике римского стоицизма или неоплатонизма, в некоторых случаях (например, дистихи «Катона») заметны скептические и эпикурейские мотивы. Ссылка на богов соответствовала тому религиозному синкретизму поздней античности, который легко уживался со скептицизмом и безразличием к вере; подчеркнутый пиетет к языческим богам императора Юлиана был исключением. Защитники и проповедники христианской морали этой эпохи использовали учение неоплатоников (представители каппадокийского кружка) или непосредственно опирались на взгляды «отцов церкви» I—III ее. В критике идейных противников обе стороны стремились подчеркнуть не столько нелепости и несообразности античных или библейских мифов, сколько непригодность и безнравственность практических предписаний и особенно поведения тех, кто «погружен в мрак язычества» или исповедует «невежественную, полную суеверия» веру христиан. Император Юлиан (331-363) в своих письмах, памфлетах и сатирах обвиняет христиан в лицемерии, жестокости, невежестве. Требуя изгнания епископа Афанасия из Египта, Юлиан называл его враждебным богам, нечестивцем, дерзнувшим окрестить несколько знатных эллинских женщин1. Обращаясь к жителям Александрии, воз


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes