|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 269
крытием, опередившим свою эпоху, оказался вывод Ибн Халдуна о социально-экономической детерминации
морали и утверждение о том, что решающая роль в изменении нравов принадлежит исторически закономерным
изменениям в укладе хозяйственной жизни. Общей тенденцией этического учения арабоязычных мыслителей
был рационализм. Критерий человека воспитанного — сознательный выбор пути нравственного
совершенствования. Социально-нравственным идеалом передовых мыслителей являлся добродетельный город с
мудрым и справедливым правителем. Эта просветительская утопия сохранялась от ал-Кинди до Ибн Рушда, от
аль-Фараби до Алишера Навои. Только Ибн Халдун, опираясь на свое толкование истории общества, не
разделял данную точку зрения.
Философ, по их мнению, не безразличный к страданиям людей мудрец, а человек, отличающийся
социальной активностью. Он не может равнодушно взирать на чинимую деспотами-правителями
несправедливость, мириться с воинствующим невежеством. Если Ибн Туфей-лю и Ибн Рушду был свойствен
«интеллектуальный аристократизм», то аль-Фараби, Ибн Сина и Ибн Халдун отличались демократичностью
взглядов и полагали, что нравственное и умственное воспитание могут и должны стать всеобщим достоянием.
В поэзии и прозе идеалы мыслителей Ближнего и Среднего Востока получили образное выражение. Многие
поэты VIII—XVI ее. были мыслителями-вольнодумцами. В произведениях Носира-и-Хосроу и Низами,
Фирдоуси и Рудаки и особенно поэта-мыслителя Алишера Навои прославлялся человек-труженик, человек,
любящий земную жизнь.
Идеал человека-борца оказывался близок облику героев безымянных народных сказителей, создателей
устной традиции занимательных историй, сказок, народных романов и анекдотов. В них человек из народа,
труженик-крестьянин, умудренный житейским опытом, ремесленник — мастер своего дела — неизменно
одерживает верх над силами зла.
Живой отклик в народе находило и возмущение Омара Хайяма несправедливым устройством мира:
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|