|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 267
были элитарный интеллектуализм и поиск путей нравственного исправления недостатков феодально-
иерархического строя, то для Ибн Халдуна очевидна была невозможность «морального исправления»
объективного процесса развития локальных обществ и возникающих на их основе государств. Задачу
нравственного воспитания он видел в формировании человека, свободного от предрассудков и сознающего
свою связь с другими людьми как необходимую для него и для всего сообщества. Это человек, который, с одной
стороны, приобрел качества образованного и воспитанного человека (адиба), но, с другой стороны, не утратил
связей со своей племенной общностью (асабийа).
§4. ВЫВОДЫ
Религиозно-этическая система ислама подчинила жизнь мусульманина служению Аллаху. Требования
шариата жестко разделили поведение человека на дозволенное (хапал), порицаемое (макрух) и недозволенное
(харам). Традиционный образ жизни поддерживался обещанием райского блаженства праведнику и адских мук
отступнику от истинной веры. Образцом, достойным подражания, служил воин и страж ислама, готовый к
священной войне с неверными, фанатично преданный Аллаху. Покорность исключающему сомнения
авторитету полагалась высшей добродетелью.
Однако за этим идеалом, который освящал существовавший социальный строй и был глубоко
консервативным, скрывалась отличная от него противоречивая и жестокая действительность. Поэт-мыслитель
Абу-ал Ала ал-Маари (973-1016), получивший кличку зиндик (еретик), обличал лицемерие служителей Аллаха и
властолюбие правителей. Он с горечью говорил о правоверных, обманутых и порабощенных религиозно-
этическими предписаниями Корана:
И денно, и нощно в толпе правоверных Искал я молящихся нелицемерных. Нашел я, что это бессмысленный
скот, Который вслепую по жизни бредет.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|