|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 266
говорил о ложности астрологии и порочности ее целей, о бесполезности алхимии, о ложности философской
метафизики. Он оказывал предпочтение конкретным наукам, приносящим практическую пользу.
Ибн Халдун высоко оценивает обычного человека: «... у простолюдина разум здоров по природе и умерен в
хитрости — он мало думает о вопросах управления... и не удаляется от вещей ощутимых. И самый надежный и
верный взгляд на управление — прямой взгляд на отношения людей между собой, и улучшение их средств к
жизни, и устранение напастей и вреда»1.
Ибн Халдун развивал гуманистические идеи в области обучения и воспитания. Он решительно выступал
против суровости и насилия над учащимися, утверждал, что насилие порождает в ученике страх, который
мешает «совершенствованию души и уносит... усердие, приводя к лени, лжи и обману... Душа его становится
ленивой, не воспринимающей добродетелей и хороших качеств, и он приобретает все больше дурных качеств;
так он становится нижайшим из низших. Поэтому нельзя, чтобы воспитатель или родитель прибегал к
наказаниям при воспитании»2. При этом самая большая утрата — это утрата учеником своей человеческой
сущности.
Новаторство Ибн Халдуна проявилось и в методологии, и в подходе к анализу общественных явлений.
Вместо некритического смешения фактов и вымысла — строгий историзм; вместо умозрительных конструкций
— трезвый и глубокий анализ; вместо предположений — научно аргументированное объяснение. В этике арабо-
язычных мыслителей он был первым, показавшим роль экономических отношений в нравственном воспитании.
Его взгляд на мораль — взгляд естествоиспытателя, продолжающего традиции Ибн Сины, и социолога-
историка, далеко опередившего свое время.
Ибн Халдун не был прямым продолжателем андалузских мыслителей XI-ХП ее. Если для Ибн Туфейля и
Ибн Рушда определяющими их социально-этические взгляды
1 Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV ее. С. 628.
2 Там же. С. 627.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|