|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 262
Абу Зейд Абд-ар-Рахмап биу-Мухаммед Ибп Халдуп (1332-1406) родился в Тунисе, изучал под руководством
отца и школьных богословов Коран, фикх (право), грамматику и литературу. Среди трудов Ибн Халдуна,
касавшихся различных областей знания, самым крупным была «Книга назиданий и сборник начал и сообщений
о днях арабов, персов и берберов и современных им обладателях высшей власти» и «Введение» (в науку
истории). Первым из арабских мыслителей он дал высокую оценку историческому знанию, подняв его до
уровня знания философского: «....история — это исследование, установление достоверного, точное выяснение
основ и начал всего сущего, глубокое знание того, как и почему происходили события. Поэтому история — одна
из основ философии, и она может и достойна быть причисленной к философским наукам»1.
Ибн Халдун упорно искал методологическое обоснование своей исторической концепции. Таким
обоснованием в общефилософском плане он считал естественнонаучное представление об изменяющемся мире,
«в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие
вещи превращаются в другие, и бесконечны его дивности, и нет ему границ»2,
Человек является частью природного мира и подвергается природным воздействиям. Некоторые из
различий между людьми (например, по цвету кожи и темпераменту) Ибн Халдун объясняет характером
климатических (температурных) воздействий на человека. Пища оказывает влияние на телосложение и
определенные умственные и нравственные качества. В свою очередь, характер поведения людей воздействует
на формы хозяйствования. Сходные рассуждения можно найти уже у ал-Кин-ди. Однако для Ибн Халдуна
ссылка на влияние природных условий и зависимость от темперамента особенное, тей хозяйственной
деятельности нужна для того, чтобы отличить человека от животных: человеческая жизнь —
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV ее. С. 559.
Цит. по: Игпатепко А. А. Ибн Халдун. М., 1980. С. 50.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|