|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 258
в своей концепции этой проблемы опирался на принцип детерминизма. Он отрицал абсолютность
предопределения и свободы воли. Допущение абсолютности предопределения превращает людей в
неодушевленные предметы, уничтожает возможность выбора и любой целеустремленной деятельности. Но
допущение абсолютной свободы неизбежно служило бы оправданием произвола. Поэтому Ибн Рушд
утверждал, что богом (заметим, что Ибн Рушд требовал, чтобы живущий в «теологизированном обществе»
философ не подрывал догматов господствующей религии и, обращаясь к «широкой публике», говорил
понятным ей языком: вот почему слово «бог» у Ибн Руш-да нередко заменяет «систему природы», «гармонию и
порядок», «целесообравноеть», что наиболее близко пантеистической позиции1) определена лишь
предрасположенность одних людей к добру, других — ко злу. Конкретный выбор человека зависит как от ряда
внешних обстоятельств (ситуации, места, времени), так и от внутренних (психологических). Ибн Рушд
подчеркивал, что свобода человека, понимаемая как выбор, противостоит принуждению, а не
общефилософскому понятию необходимости.
Для человека естественно стремление к благу. Следует различать разные виды блага и, особенно, подлинное
блого. Возможность такого различия зависит от характера добродетелей, которыми обладает человек, и от
характера воспитания, от традиции.
Ибн Рушд различал интеллектуальные добродетели, связанные с разумом, и практические добродетели,
связанные с практическим интеллектом. Первые доступны немногим, вторые доступны каждому человеку. В
«тео-логизированном обществе» для «широкой публики» необходимо убеждение в телесном воскресении и
загробном воздаянии, поскольку «надежды и страх.... более возбуждаются телесными, чем духовными,
образами»2. Однако сами по себе, полагал Ибн Рушд, сказки о загробном воздаянии и наказании
безнравственны, поскольку воспитывают в человеке лжедобродетели, например, воздержа
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|