|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 257
ная часть людей, не способных к аподиктическому мышлению, однако пытающихся заниматься
теоретизированием и толкованием Корана. Таковы диалектики. Их способу умозаключений присущи
двусмысленность, бессвязность, расплывчатость терминологии. Находясь между философами и обычными
людьми, они приносят обществу двойной вред. Простые люди оказываются смущены и запутаны
противоречивыми толкованиями мутакалли-мов (ибо именно богословы отличаются «диалектическим»
способом мышления), вследствие чего возникают враждующие друг с другом секты и направления в исламе.
Происходит искажение и извращение непосредственной веры в Аллаха, основанной на традиции. Вместе с тем
несведущие и невежественные в философии мутакал-лимы восстанавливают против истинных философов
простых людей, обвиняя философов в атеизме, ересях, неуважении к единой вере.
Ибн Рушд решительно выступал против путанных рассуждений мутакаллимов в любой сфере знания. В
этике он критиковал их позиции по вопросу об источнике добра и зла и по проблеме свободы воли. Согласно
ашаритской концепции предопределения все нравственные ценности определяются заповедями Аллаха и, стало
быть, ни добра, ни зла самих по себе не существует. Ибн Рушд утверждал, что это оскорбительно для Аллаха,
ибо он оказывается ответственным за зло в мире и в обществе. Он развивал концепцию естественности природы
блага и зла. Согласно Ибн Рушду огонь приносит пользу, однако он губит животных и растения; осязание
полезно животным, но нередко оказывается источником страдания. Как то, так и другое выражает природу
самих явлений. Значит природное блого сопровождается злом. Это обстоятельство обусловлено самой
«необходимостью материи» и изменить природу огня или осязания так, чтобы они приносили только пользу и
не причиняли вреда, не может даже бог. Как Ибн Сина, Ибн Рушд подчинял божество причинно-следственным
связям.
Сказанное справедливо и при обращении к истолкованию блага и зла в общественной жизни. В сфере
человеческих отношений проблема блага и зла оказывается связана с решением проблемы свободы воли. Ибн
Рушд
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|