|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 255
Ибн Туфейль подчеркнул социально-политический смысл религии. Недостаточно считать религию только
удобным для невежественных людей способом познания мира на основе воображения и риторики. Религия
важна с государственной точки зрения как средство поддержания порядка и спокойствия в обществе.
Сформулированные во вступлении к роману оценки своих предшественников четко определили место
самого Ибн Туфейля в идеологической борьбе. Если у ал-Газа-ли он прежде всего отметил путаницу,
противоречивость аргументации, неубедительность, то философам-вольнодумцам, и прежде всего ал-Фараби,
он дает высокую оценку, хотя и маскирует ее критически-иронической формой.
Труды Ибн Туфейля уже при жизни автора подверглись нападкам мутакаллимов прозвавших философа
«учителем неверия» и «основателем философской ереси»1.
Достойным продолжателем дела Ибн Туфейля, человеком, завершившим создание целостной системы
средневекового материализма, был его младший современник и преемник в должности придворного врача
халифа Ибн Рушд.
Абу-ал-Валид Мухаммед биу-Ахман Ибн Рушд (11261198) родился в Кордове. Ему принадлежит около 50
крупных сочинений, большая часть которых известна в древнееврейском и латинском переводах.
Среди арабских мыслителей, опиравшихся на учение Аристотеля, Ибн Рушд отличался наибольшей
последовательностью, У него почти исчезают элементы неоплатонизма. При -решении коренных проблем
онтологии и гносеологии он не только наиболее точен в раскрытии концепции Аристотеля, но и идет дальше
него в материалистическом подходе ко многим вопросам. В бескомпромиссном споре с мутакаллимами, и
прежде всего с концепцией ал-Газали, в работе «Самоопровержение самоопровержения» и ряде других Ибн
Рушд уверенно защищает философию от нападок богословов.
1 См.: Григорян С. Н. Прогрессивная философская «мысль в странах Ближнего и Среднего Востока К-ХГУ ее. // Избранные
произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX
XIV ее. С. 25.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|