|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 254
предписания закона, относившиеся к ним, например, об обязательной милостыне и видах ее, о купле,
лихоимстве, о мерах ограничения и наказания, и все это казалось ему странным, все казалось излишним.
Он сказал себе: если бы люди поняли истинную сущность вещей, то, конечно, они отвернулись бы от этих
пустяков и обратились бы к истине, и все это стало бы им ненужным, ибо тогда ни у кого не было бы частной
собственности, с которой спрашивают узаконенную милостыню и за воровство которой отрубают руки, а за
открытый грабеж лишают жизни. Мыслил же он так потому, что полагал, что все люди обладают высокими
врожденными свойствами, проницательным умом, твердой душой; он не знал их вялость, недостатки,
скудоумие и слабоволие, не знал, что они, "как скот, нет, более чем скот, сбилисьсдороги"»1.
Попытки Хаийя объяснить людям, привыкшим к религии, открытые им истины потерпели неудачу. Он
убедился, что философия им непонятна и недоступна. Потерпев неудачу, Хаий решил, что надо оставить людей
с их привычными верованиями: «...для этих простодушных и недалеких людей нет иного пути к спасению...если
и поднять их до высот умозрительного размышления, то разрушится то, чего они держались, но и степени
счастливых достичь им будет не по силам. Они придут в волнение, смутятся и найдут нехороший конец. Если
же они останутся с прежними верованиями до самой смерти, то обретут спасение.,»2
Отказ Хаийя от попыток раскрыть людям истину, приобщить их к философии выразил пессимистичность
взгляда Ибн Туфейля на возможность широкого просвещения.
Небольшой роман Ибн Туфейля — своеобразная квинтэссенция социальных, философских и этических
проблем, которые были поставлены его предшественниками. Однако он не просто суммирует их выводы. Так, в
суждении о соотношении философского знания и религиозной веры
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|