|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 252
халифов, занимавшие высокие должности ученые подвергались преследованиям. Борьба за научные истины
против религии требовала мужества и изобретательности.
Первый из андалузских перипатетиков Ибн Баджжа (1070-1138) подверг критике мистическую теорию ал-
Га-зали. В своих трактатах «Книга о душе», «Прощальное послание» и «Об образе жизни уединившегося» Ибн
Бадж-жа касается не только общефилософских, но и широкого круга этических проблем. Нравственное
совершенствование индивида завершается соединением его с деятельным разумом и достижением счастья: в
отличие от ал-Газали это не путь отшельничества и аскетизма, но путь, по которому может идти человек,
желающий оградить себя от пороков своего общества. Он руководствуется разумом, объединяется с другими
членами общества, чтобы достичь счастья в этом, а не в потустороннем мире.
«Книга о душе» направлена против мистического «слияния с богом» в учении ал-Газали и является
материалистическим толкованием весьма сложных психологических проблем. Ибн Баджжа не просто
прокомментировал труд Аристотеля «О душе», но усилил естественнонаучную трактовку ощущений,
воображения и мышления. Человек, полагал Ибн Баджжа, путем приобретения знаний развивает свою
мыслительную силу и освобождается от суеверных мнений и ложных учений. На этом пути человек способен
достичь счастья.
В филиппике, направленной против Ибн Баджжи одним из его современников и идейных противников,
запечатлен облик убежденного атеиста: «Безразлично относясь к религии, он занимался лишь суетными
вещами; это был человек, который никогда не очищал себя после нечестивых занятий и никогда при этом не
заявлял о своем раскаянии... У него не было веры в того, кто его сотворил и создал; он никогда не отступал
перед борьбой, подвизаясь на поприще греховных дел... Он с презрением относился к книге Аллаха... Он
утверждал, что время есть вечное изменение, что человек подобен растению или цветку и что со смертью все
для него кончается»1.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|