|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 249
Предустановленную гармонию взаимоотношений в природе и обществе призваны подчеркнуть всемогущество и
милосердие бога: «....пекарь готовит тесто, мельник улучшает зерно, пахарь улучшает его во время уборки
урожая, кузнец улучшает орудия пахоты, плотник улучшает орудия кузнеца — и так все ремесленники,
улучшающие орудия для пищи; правитель улучшает ремесленников, пророки улучшают знающих ученых,
которые им наследуют, ученые улучшают правителей, ангелы же улучшают пророков, и доходит это до
Божественного присутствия, которое является источником всякого строя, истоком всякого блага и красоты,
началом всякого порядка и распределения»1.
Концепция ал-Газали была призвана подкрепить традиционализм мутакаллимов. Он чутко уловил опасное
противоречие философского критицизма и традиции: «Традициям человек может следовать лишь при том
условии, если подражание авторитетам у него носит бессознательный характер. Но стоит ему осознать это, как
предмет его подражания, подобно стеклу, дает трещину и рассыпается на мелкие осколки»2.
Тем яростнее его нападки на представителей философского свободомыслия: в «Самоопровержении
философов» ал-Газали называл аль-Фараби и Ибн Сину разрушителями ислама и утверждал, что из двадцати
тезисов перипатетиков три по сути своей атеистические, а остальные — еретические, за что снискал славу
«Довода ислама».
Этическая концепция ал-Газали — своеобразное соединение традиционализма, рационализма и мистицизма.
Он сумел включить в нее ряд достижений философско-этической мысли, подчинив, однако, их объективно-
идеалистической, укреплявшей правоверный ислам системе. Включение элементов учения мутазилитов и
суфиев обеспечило расширение социальной базы ортодоксального ислама.
В XI—XII ее. в условиях острых социальных противоречий и политических конфликтов, когда усилилась
Там же. С. 182.
Цит. по: Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирака VII-XII ее. М., 1960. С. 218.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|