На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 248

добром и злом и ответственностью человека за сделанный им выбор. Аллах, пояснял ал-Газали, принуждает волю человека к действию, заставляет человека совершить выбор. Человек принужден не к греху или добродеянию, но к выбору между ними. Тем самым Аллах испытывает человека. Как отказ от дурного поступка, так и осуждение дурного поступка не противоречат воле Аллаха. Возможность совершить или не совершить дурной поступок, совершить добрый поступок предоставлена Аллахом человеку. Воздаяние производится в соответствии с нормами шариата. По тому, как отнесутся люди к дурному поступку, Аллах узнает, любят они Аллаха или нет. Если осудят — то любят, так как Аллаху угодно осуждение дурного поступка и того, кто его совершил. Выбор, угодный Аллаху, предполагает наличие намерения и последующего действия. Ал-Газали подчеркивал, что с точки зрения моральной ценности первое место принадлежит намерению. Ссылаясь на изречения хадисов «Тот, кто [намеревался совершить] хороший поступок, но не совершил его, тому записан хороший поступок» и «Вечный рай жителям рая и вечный ад жителям ада за их намерения», ал-Газали заключал: «Таким образом, намерения являются основой действий. Для действия необходимо намерение, чтобы оно было благом, намерение же само по себе останется благом, даже если действие не свершится из-за преграды»1. Проблема, поставленная ал-Газали, сыграла важную роль в анализе и оценке поступка человека в последующие эпохи. Следует подчеркнуть, что идеалистическое решение взаимосвязи компонентов поступка всегда делало ударение на намерении. Если в теоретических положениях этики ал-Газали очевидна объективно-идеалистическая позиция, то в оценке добродетелей и пороков (зависти, лицемерия, честолюбия) очевидна религиозно-морализаторская тенденция. Стремление к примирению и сглаживанию остроты социальных противоречий приводит ал-Газали к восхвалению премудрости Аллаха. Его ссылки на целесообразность мироустройства, на блага, какие даны людям, на 2 4 8 -


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes