На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 247

Этика ал-Газали опиралась на положения онтологии й гносеологии. В теоретическом плане для нее ключевой являлась концепция касба (присвоения), в практическом — наставления «Науки о поведении». В духе ортодоксального учения ислама ал-Газали утверждал, что единственным деятелем, причиной совершающегося в мире является Аллах: «... Есть только один Деятель — Всевышний и что все созданное — существа и хлеб насущный, подаяние и воздержание от него, жизнь и смерть — создано и задумано единственным Творцом, имя которому — Великий и Всемогущий, и никем другим... Все другое есть лишь действующее по принуждению и не может самостоятельно привести в движение самой простой частички земного или небесного мира»1. Это обстоятельство ал-Газали иллюстрировал притчей. Приговоренный к отсечению головы и помилованный указом за подписью правителя благодарит чернила, бумагу и перо, которым наносилась подпись: «Если б не перо, я бы не спасся»» Но суждение помилованного ошибочно; столь же ошибочно судил бы спасенный, если бы считал, что правитель — создатель подписи. «Истина в том, что настоящий создатель ее — Всевышний. Как сказано им, Всемогущим: "И не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил"»2. Однако ал-Газали настаивал, что абсолютность воли Аллаха не исключает свободы воли человека. Именно для примирения этого очевидного противоречия он обосновал положение о касбе. Если действие огня в пламени пожара есть чистое принуждение, а действие Аллаха есть чистая свободная воля, то действие человека есть ступень между ними. «Поборники истинного потребовали дать ему свое название. Они назвали эту третью (особую) степень присвоением. Оно не противоречит ни принуждению, ни свободной воле»3. Таким образом, касб в этике ал-Газали связывал абсолютность воли Аллаха (ибо даже грехи и безбожие совершаются по его приговору) с выбором человека между Абу-Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. С. 207. Там же. С. 208. Там же. С. 220. 2 4 7


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes