|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 246
В нем говорилось: «Вера имеет различные ступени и отделы. Высшая ступень есть признание: нет божества,
кроме Аллаха! Воздержание есть один из отделов йеры, но терпение есть в вере то же, что голова на теле»1.
С другой стороны, попытки сгладить противоречия, использовать достижения рационалистического
подхода к толкованию священных текстов с тем, чтобы подчинить некоторые новшества укреплению ислама,
т.е. более тонкая защита «истинной веры» с помощью философствования, характерны для ал-Ашари (873-935) и
его последователей. Наиболее значительным мыслителем, с именем которого связана детальная разработка
калама и борьба с «еретическими» учениями аль-Фараби и Ибн Сины, был ал-Газали. Абу Хамил ал-Газали
(1058/59-1111) создал наиболее развернутую и всесторонне аргументированную концепцию, направленную на
всемерное укрепление и одновременно обновление религиозной ортодоксии. Как аль-Фараби и Ибн Сина, он
обращался к изучению Аристотеля, нередко использовал логику, опирался на рационализм с целью прямо
противоположной целям философов-вольнодумцев. Цель ал-Газали — доказать подчиненность и
ограниченность знаний, их недостоверность, обосновать высший уровень откровения и в конечном счете
подчинить знания вере, философию — религии.
В обширном наследии ал-Газали значительное место занимали полемические сочинения, в которых он
критиковал противников «истиной веры» — философов, суфиев, представителей различных сект. Систему
собственных взглядов ал-Газали изложил в четырехтомном труде «Воскрешение наук о вере», в известной мере
явившемся итогом его исканий. «Подобно тому как жизнь Газали объединяет жизнь ортодокса-правоведа и
суфия, его главный труд — Ихйа — соединяет ценности ортодоксального суннизма с суфийскими идеалами... В
суфийском обновлении суннизма заключается одна из главных целей учения Газали... Сделав религию объектом
чувств и эмоций* Газали пытается "оживить" суннитский традиционализм, отставший от требований новой
жизни...»2.
1 Цит. по: Абу Хамил ал-Газали. Воскрешение наук о вере. С, 297.
2 НаумкинВ. В. Трактат Газали «Воскрешение наук о вере». С. 36-37.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|