На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 245

Связав особенности проявления свободы выбора с чувствами, дисциплинированными разумом, Ибн Сина находил смысл жизни в постоянном совершенствовании души: «Совершенство души, присущее ей, состоит в том, что она становится как бы целым миром, в котором отражен облик Вселенной и ее порядок, постижимый разумом.... так что она сама обращается в некий умственно постижимый мир, параллельный всему миру существующего, созерцая то, что является абсолютным благом, абсолютным добром и истинной красотой, и соединяясь с ним»1. Как идея о неразрывности существования материи и божества, так и идея о слиянии, отождествлении души с божеством (и отрицание отдельного существования души после смерти тела), приводили «Ибн Сину к пантезиму, который, как известно, не раз служил мостом к материализму»2. Первые арабоязычные философы — ал-Кинди, «Братья чистоты» и особенно аль-Фараби и Ибн-Сина — стремились обосновать большую самостоятельность философского знания, его большую независимость от богословия. Оставляя сферу интуиции вере, они подчеркивали преимущества философии в сфере знания, опиравшегося на логику. В этике для аль-Фараби и Ибн Сины главной задачей было утвердить свободу выбора поступка, обосновать естественную необходимость, ограничивая или отрицая (Ибн Сина) произвол божества, отрицая концепцию предопределения. Учение вольнодумцев-философов в условиях бурного скономического, социального и культурного развития арабоязычных стран IX—XI ее. расшатывало позиции исламской ортодоксии, и в XI в. «возникает особенно острая необходимость в усовершенствовании его системы "защиты" от рационализма, философии и учений сект»3. С одной стороны, усилился традиционализм. В 1041 г. халиф ал-Кадир издал так называемый «Символ веры», подписанный видными богословами-мутакаллимами. 1 Цит. по: Шидфар В. Я. Ибн Сина. С. 177-178. 2 Григорян С. Н. Прогрессивная философская мысль в странах Ближнего и Среднего Востока IX-XIV ее. // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV ее. С. 19. 3 Наумкин В. В. Трактат Газали «Воскрешение наук о вере». С. 22.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes