|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 238
должна быть вечной, если бог всемогущ и совершенен, то и материя с самого начала должна существовать
вместе с ним. Поскольку по отношению к богу вечность не оспаривается, а утверждается, то свойство вечности,
по крайней мере в той же степени достоверности, следует признать и по отношению к материальному миру»1.
Так Ибн Сина заставлял теологию проповедовать материализм.
Мистицизм и рационализм Ибн Сины проявились в предельной интеллектуализации и этизации божества.
Абсолютное знание и абсолютное добро заключены в не-обходимосущем. Но при онтологизации добра
неизбежен вопрос об источнике зла. Ответ Ибн Сины диалектичен: «...зло с точки зрения его природы не
существует. Это только акциденция вещей, существование которых является благом, то есть зло по своей
сущности является не чем иным, как отсутствием бытия чего-либо или отсутствием совершенства чего-либо.
Блого необходимо существует само по себе, а зло существует как акциденция»2.
Поскольку познание и могущество необходимосуще-го тождественны и закономерны, Ибн Сина выступал
против богословов-мутакаллимов, провозглашавших безграничность произвола Аллаха3. Суждения, согласно
которым Аллах по своей воле творит и разрушает каждый атом, причастен ко всем актам созидания и
уничтожения, не возвышают, а принижают значение необходимо-сущего как первопричины. Могущество
божества, доказывал Ибн Сина, ограничено необходимостью: «И та вещь, которая в его воле, существовала бы,
если бы даже она была недостойна его воли; а то, что не в его воле, не существовало бы, если бы он даже
захотел... Могущественным бывает не тот, кто иногда делает, иногда не делает, иногда желает, иногда не
желает. Отсюда стало ясным, что могущество его тождественно с его познанием вещей и что в его сущности
быть познающим и быть могущественным не является двумя различными [качествамир4.
Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. С.118-117.
Цит. по: ШидфарБ. Я. Ибн Сина. М., 1981. С. 166. Подробно о полемике в различных сектах ислама см.: Наумкин В. В. Трактат Газали
«Воскрешение наук о вере» // Ал-Газали. «Воскрешение наук о вере». М., 1970. С. 280-282.
Ибн Сина. Избранные философские произведения. С. 152.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|