|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 237
денцию. Эта сторона мировоззрения Авиценны, находящаяся в резком противоречии с неоплатонизмом, оказала
сильнейшее воздействие на последующее развитие средневековой философии Востока, а затем и Европы....
Интеллектуализация божественной деятельности использовалась Авиценной для утверждения причинной
обусловленности процессов и явлений, для обоснования возможности самостоятельного, во многом не
зависимого от религии существования и развития философии, независимости философии как науки, основанной
на достижениях человеческого разума.
Разумеется, при всем свободомыслии Ибн Сина — сын своей эпохи. В частности, великий мыслитель был
убежден в том, что всемерное углубление знания поможет обрести действительную дорогу к богу»1. Эта сжатая
характеристика наследия Ибн Сины убедительно показывает как сложность и противоречивость его взглядов,
так и его новаторство. Ибн Сина в известном смысле подвел итоги развитию арабоязычной философии VIII—X
ее., определил позицию сторонников самостоятельности философского знания на весь последующий период
развития средневековой философии мысли.
Утверждение Ибн Сины о «совечности» материи богу имело весьма далеко идущие последствия.
Оказывалось, что с точки зрения времени, материя не зависит от божества. Более того, именно материя —
вечный источник многообразия природы, мироздания. Вся сложная, исходящая от необходимосущего, т.е.
божества, иерархия разумов лишь через оформление материи получает актуальное бытие. От положений о
вечности материи Ибн Сина приходит к заключению о вечности и объективности пространства, времени и
движения. Известный исследователь средневекового материализма Г. Лей высоко оценивал полемическое
искусство Ибн Сины, отмечал его своеобразие: «Чтобы опровергнуть своих враждебных науке противников,
Авиценна временно становится на их точку зрения и бьет противников их же собственными аргументами. Если
бог характеризуется как вечный, то и материя
Федосеев П. Н. Предисловие // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980. С. 3-4.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|