|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 230
о городе-государстве1. Эта классификация с незначительными отклонениями или дополнениями принималась
всеми арабоязычными философами. Другой труд аль-Фараби — «Существо вопросов» — служил основанием
для понимания божества. Трактат отличался строгой логической последовательностью, которая была призвана
подтвердить неоплатоновскую концепцию эманации.
Бог есть «первая причина существования вещей...», его существование — «наисовершеннейшее... свободное
от причин — материи, формы, действия и цели»2. По мнению аль-Фараби, божество — чистая благость, чистый
разум. «Оно есть мудрое, живое, всемогущее и обладающее волей. Оно обладает высшей степенью красоты,
совершенства и величия... Оно первое любящее и первое любимое»3. Еще с большей степенью, чем у ал-Кинди,
подчеркнуто, что божество есть первая причина, «необходимосущее», от которой производятся пять
последующих, как следствие эманации божества.
С точки зрения мыслителей и богословов средневековья, линией разграничения позиции ортодоксального
бо-гослова-мутакаллима и безбожного, еретичкою философа был ответ на вопрос: является ли бог творцом или
первой причиной. Один из арабских философов XII в. выразил это различие с предельной четкостью:
«...философы называют Бога первой причиной, но те, которые известны под именем мутакаллимов, всячески
избегают этого обозначения и называют Бога создателем, ибо, говорят они, если назвать его первой причиной,
то тем самым было бы признано сосуществование следствия, а это привело бы к признанию вечности мира»4.
Именно учение о причинности позволило аль-Фараби отстаивать положение о свободе воли человека, о
возможности земного счастья, позволило построить социальную утопию в «Трактате о взглядах жителей
добродетельного города».
Подробный анализ «Системы наук» аль-Фараби см.: Хайрула-евМ. М. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982. С. 95-105. Избранные
произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIVBB. С. 166. Там же. С. 167.
Гольдциэр И. Исламская и еврейская философия // Общая история философии. СПб., 1910. С. 85.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|