|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 226
наук своей эпохи (X в.). Среди активных деятелей организации были выдающиеся ученые, а духовным вождем
«Братьев....» считался Зейд бин-Рифаа1.
Отличительная черта посланий — полная веротерпимость. Они призывали к объединению всех религиозных
учений, причем основанием объединения и критерием для очищения религии от заблуждений должны были
служить научные и философские знания.
«Братья чистоты» использовали идеи неоплатоников и учение Аристотеля о причинности для того, чтобы
различить предметы деятельности божественных и природных сил. Согласно их учению предметом
божественной деятельности является всеобщая душа, предметом деятельности божественной души — природа,
предметом деятельности природы — весь материальный мир, а предметом познавательной и трудовой
деятельности людей — результаты ремесла и научного знания. Поэтому в разделах посланий, где речь идет о
трудовой деятельности, о социальных условиях, разделении труда, о богатых и бедных, человеческих
потребностях и взаимосвязи людей, авторы «Посланий» описывают «типические обстоятельства и социальные
типы» арабского халифата. Переход от земных дел и целей к целям более возвышенным представляет собой
«встречное движение». Смысл этого движения — в нравственном совершенствовании души, в подготовке ее к
вознесению в небесное царство. Связь земных дел и целей «Братьями чистоты» не противопоставлялась более
возвышенным целям. Осуществление первых подводит ко вторым. Поэтому в их «Посланиях» нет прославления
аскетизма, ухода от жизни, столь типичного для суфиев: «Знай, что цель существования большинства тех, кто
трудится, — устранить бедность. А страх богатых перед бедностью побуждает их прилагать усилия в овладении
ремеслами и упорствовать в занятии ими и в торговле. Но общая цель ремесел — это создание потребных вещей
и доведение их до тех, кто в них нуждается. Цель всего этого состоит также в том, чтобы наслаждаться благами
до известного времени. А цель наслаждения благами до известно
См. об этом: БертельсЕ. Э. Избр. труды: Суфизм и суфийская литература. М" 1965. С. 26-27.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|