|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 222
Аллаха и допускал свободу воли человека. Лишь внешние события и обстоятельства имеют источник в воле
бога; действия человека — продукт его собственной воли.
Еще более радикальной была точка зрения на свободу воли ан-Наззама из Басры (ум. в 845 г.), прозванного
за полемическое мастерство «шайтаном мутазилитов». Развивая учение о справедливости Аллаха, ан-Наззам
утверждал, что бог не может сотворить зла. Человек в полной мере свободен в выборе поступков, и именно
поэтому после смерти ему воздается в строгой соразмерности совершенных им дурных и благих деяний.
Объявляя человека свободным, ан-Наззам ограничивал свободу бога. Он сравнивал приговор бога с движением
стрелки весов под воздействием груза.
Если мутазилиты для укрепления веры считали необходимым обратиться к разуму, то суфии обращались к
чувству. То обстоятельство, что мутазилиты, особенно наиболее радикальные из них, резко критиковали
религиозную ортодоксию с рационалистических позиций, а знаменитые проповедники суфизма
противопоставляли сухой догме суннитов внутреннее, глубоко искреннее, доведенное до крайних форм
мистического экстаза чувство любви к богу и идею личного нравственного самоусовершенствования, по сути
дела означало лишь стремление к усилению и укреплению веры в Аллаха. В первом случае — доводами разума,
во втором — опираясь на самые глубокие человеческие чувства. Роль этих направлений противоречива:
субъективное стремление виднейших представителей мутазилитов к укреплению веры с помощью разума, с
одной стороны, привело к укреплению умозрительной мусульманской теологии (калама), с другой —
послужило развитию критического мышления, свободомыслия и философии. Проповедь суфизма давала толчок
к мощному взлету поэзии, в том числе и той, что использовала традицию суфийского символизма и иносказания
для выражения вольнодумных идей и осуждения религии.
Обсуждение проблем свободы воли, нравственного совершенствования человека, путей борьбы со злом,
подразумевая под ним прежде всего зло угнетения, зло деспотизма и тирании, подводило великих мыслителей в
арабоязычных странах к выводам, которые далеко опережали свою эпоху.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|