|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 221
На основе социально-политических и религиозных противоречий произошло отделение от ортодоксального
ислама шиитов1. Поскольку они признавали священное откровение Корана, но отрицали предание (Сунну), то
за сторонниками ортодоксии сохранилось название суннитов. Как шииты, так и сунниты до настоящего времени
представляют собой две основные ветви ислама.
В суннизме и шиизме возникали и противоборствовали различные секты и учения2. На страже чистоты и
буквального толкования Корана стояли суннитские богословы. В VIII-Х ее. ИХ учение получило название
калам («слово»), а сами богословы-ортодоксы назывались му-такаллимами. Суть позиции крайних ортодоксов
выражена в коротком изречении Малика ибнАнаса (713-795), видного мусульманского правоведа: «Знание
трояко: ясная книга Аллаха, Сунна и "Не ведаю"»3. Официальной позиции в богословии противостояла точка
зрения ба-тынитов («ищущих скрытый смысл» в Коране). Взгляды батынитов по-разному проявились в двух
наиболее влиятельных оппозиционных направлениях — мутази-литов4 и суфиев5.
Одним из первых мутазилитов был Насыл Ибн Ата (700-749). Он отрицал существование атрибутов
божества («сто» или «тысячу» прекрасных имен Аллаха), исходя из последовательного монизма и неприятия
любых антропоморфных характеристик Аллаха. Все, что возможно сказать о боге, заключается в одной фразе:
«Он существует». Никаких доступных человеку определений бог не имеет. Ибн Ата отрицал и такой атрибут,
как язык, следствием чего было как суждение о сотворенности Корана (вместо утверждения вечного его
существования), так и суждение о том, что в Коране говорится лишь о прошлом, но нет и не может быть
предвидения будущего. Насыл Ибн Ата отрицал предопределение, настаивал на справедливости
От слова «шиа» — «группировка». 2 Подробнее о сектах и направлениях в исламе см.: КрывелевИ. А.
История религий. Т. 2. С. 190-196, 208-235. 4 Цит. по: СагадеевА. В. Ибн Рушд. М., 1973. С. 30-31.
4 От слова «отдаление», обычно переводят как «отошедшие, отделившиеся».
5 От слова «суфи» — грубый плащ из овечьей шерсти.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|