|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 220
свободу воли. Но ни Коран, ни хадисы не давали однозначного решения этой проблемы. Во многих сурах
Корана осуждается тот или иной поступок и вменяется в вину человеку: «Вы сами не почитаете сироту, не
поощряете покормить бедняка, пожираете наследство едой настойчивой, любите богатство любовью упорной...
и приведут тогда геенну — в тот день вспомнит человек, но к чему ему воспоминание?»1
В отношении к поступкам людей с наибольшей рельефностью обнаруживается антропоморфность Аллаха,
каким он представлен в Коране. Его действия подобны действиям капризного тирана. Вместо того чтобы
предупредить дурной поступок (при безграничности всеведения и всемогущества Аллаха, казалось бы, нет
ничего проще), он не препятствует проступку и преступлению, а вслед за тем обрушивает на грешника свой
«праведный гнев». Более того, Аллах похваляется тем, что он хитрее пытающихся обмануть его ложным
религиозным рвением: «А когда Мы дали вкусить людям милость после зла, которое коснулось их, вот, — у них
ухищрение против Наших знамений. Скажи: "Аллах быстрее хитростью", — ведь Наши посланники записывают
ваши хитрости... Где бы вы ни были, захватит вас смерть, если бы вы были даже в воздвигнутых башнях... А
когда постигнет их дурное, они говорят: "Это — от тебя". Скажи: "Все -от Аллаха". Почему же эти люди никак
не могут понять рассказа? Что постигло тебя из хорошего, то — от Аллаха, а что постигло из дурного, то — от
самого себя»2. Смысл в том, что счастье и несчастье, добро и зло — от Аллаха, но несчастье и зло — это
наказание от Аллаха за грехи самих людей.
Возможность противоречивых толкований, недоговоренность, взаимоисключающие положения, которых
немало в Коране, уже в конце VII- начале VIII ее. вызвали столкновение различных точек зрения. Поскольку
Коран считался божественным откровением, то апелляция к нему служила идеологическим подкреплением
проведения политического курса. Определенная интерпретация слов пророка давала опору для движений,
оппозиционных властям.
1 Коран. С. 487.
2 Там же. С. 78, 165.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|