|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 208
Григорий I использовал гордо приниженное звание servus servoram Dei (слуга слуг Божьих) и ввел в
повседневную практику принцип служения, согласно которому руководство церковью, управление ею —
наиважнейшее служение Богу во имя Любви к нему — т.е. то, что уже подчеркивалось в посланиях Павла и в
полной мере осознавалось Блаженным Августином.
Размноженные в скрипториях1 труды отцов церкви, изучавшиеся в монастырских школах, после того как
осваивался необходимый minimum образованности2, становились достоянием наиболее просвещенной части
духовенства, тогда как рядовые клирики обходились упрощенными, нередко весьма далекими от подлинников
переложениями3 — однако и в том и в другом случае моральные максимы христианской религии подкреплялись
канонизированными положениями христианской этической мысли, уже безраздельно господствующей в сфере
духовной культуры.
монашества, его безграничной аскезой. Последователи Бенедикта, бенедиктинцы, наряду с требованием "Ora et laborat" ("Молись и
трудись!"), включили в свой жизненный распорядок также умственную работу: они создавали в монастырях школы, библиотеки,
мастерские, скриптории, в которых переписывались книги» (Сергей Е. Возникновение папства. М., 1996. С. 58).
Яркие, суровые и жестокие проявления монастырской жизни, исторически достоверные, показаны в романе Умберто Эко «Имя розы»
(и в одноименном фильме) на примере францисканского монастыря более позднего времени.
Состав и структура этого минимума опирались на составленные Боэцием и Кассиодором septem artes liberalis (семь свободных
искусств) в составе двух частей: trivium и quadrivium. Об этом подробнее в главе 7.
Взаимоотношения клириков и мирян, их наставническая деятельность в эпоху «классического средневековья» охарактеризованы в
главе 7.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|