На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 205

В среде новообращенных христиан наибольшим авторитетом пользовалась проповедь апостола Павла; его энергичная миссионерская и организаторская деятельность сыграла существенную роль не только в распространении христианства среди язычников на Востоке и Западе, но и в пробуждении интереса к теоретическим богословским и этическим вопросам. Можно с полным основанием утверждать, что истоки проблем, определивших направление развития этической мысли апологетов и представителей патристики, были заложены проповедью Иисуса и толкованием учения Иисуса апостолом Павлом: обращение к моральным чувствам и «оттеснение» на второй план разума; новая система добродетелей, в которой на первое место выступает любовь в ее разных проявлениях; смирение, противостоящее гордыне; премудрость, всемогущество и всеблагость Бога и — для человека — пример служения Христа; внимание к личности и стремление постичь «внутреннего человека», противоречия «плотских, душевных и духовных» стремлений; смещение внимания от разума к воле: противоречие в оценке человека, с одной стороны, как «венца творения», созданного Богом по «образу и подобию своему», а с другой — как «ничтожества, праха земного перед лицом Бога», немощной плоти и бессмертной души — «искры божией»1. Путь вызревания христианской этики далек от простой прямолинейности. На него оказали влияние и противоборство античного, традиционного, но клонящегося к упадку миросозерцания с новым, христианским миро-созерцанием2; и возникновение «первых ересей» — от 1 Сколько сил потратил Павел (а позднее — Августин), прежде чем появилось то тройственное деление, о котором упомянуто выше: «тварное, плотское», принадлежащее земле, смертное, но не изначально греховное; «духовное», принадлежащее небу, бессмертное; и «душевное» — в котором заключен корень двойственности человека, ибо именно здесь человеческое, способное помыслить себя божественным, та воля, которая в истоке своем — своеволие! И как мучительно искал Августин способы различить похоти греховные и желания достойные, пока не пришел к заключению, что все начинается с воли: воли злой или воли благой! 2 Определяющие моменты нового христианского миросозерцания по сравнению с античным: монотеизм, креационизм, антропоцентризм, личностное провидение, новое пространство веры и Духа, первородный грех, его последствия и искупление, различие


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes