|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 197
Приняв сан епископа, Августин со всей присущей ему страстью отдался учительской, литературной и
организаторской деятельности.
В книге современного исследователя истории Северной Африки Ш.-А. Жюльена дана сжатая и яркая
характеристика Августина: «Августин обладал исключительными качествами: душой страстной и утонченной,
волей и темпераментом вождя, которые он поставил на службу церкви, ловкостью дипломата и острым глазом
организатора. Благодаря своему интеллекту, поражающему своим многообразием, Августин стал выдающимся
оратором и писателем. Никогда до этого христианство не имело столь богато одаренного поборника»1.
Августин, как и другие отцы церкви, утверждал подчинение христиан императорской власти: «Церковь,
составленная из мирян небесного Иерусалима, должна быть подчинена земным властителям. Ибо учение
апостолов гласит: "Вся душа моя находится в подчинении"»2. В своих сочинениях Августин обосновывал и
защищал общественное неравенство. Рабство не создано богом — оно появилось, как и все беды человечества,
вследствие греховности человека: «Первейшая и повседневная власть человека над человеком — это власть
господина над рабом... Рабы, повинуйтесь своим господам. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать
рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми... Бесконечно многим обязаны Христу богачи, потому что он
вносит добрый порядок в их дома и хозяйства. Христос дурных рабов делает хорошими. Если был неверный
раб, Христос просвещает его!»3
Четко определив свою позицию поддержки власть имущих и дав ей религиозное обоснование, Августин
обратился к спорам, касавшимся догм и сущности христианства, и рассмотрел три проблемы: теологическую —
вопрос о единстве и троичности бога, христологическую — спор о сочетании в Христе божественного начала и
человеческой природы и антропологическую — о происхождении и сущности человека.
1 ЖюлъенШ.-А. История Северной Африки. Тунис. Алжир, Марокко. М., 1961. С. 284-285.
2 Цит. по: Гюйо М. Собр. соч. Т. 4. С. 276.
3 Цит. по: Очерк истории этики. М., 1969. С. 71..
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|