|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 193
Казалось, все благополучно устроилось, и к нему приехали мать и старший брат, вызвал он из Карфагена и «ту,
с которой привык спать», со своим сыном, Адеодатом. Однако мать твердо решила, что пора Августину
вступить в законный брак: «Особенно хлопотала о том мать моя, полагая, что, вступив в брак, я отмоюсь
спасительным крещением, к которому я все более склонялся... Я посватался к девочке, бывшей на два года
младше брачного возраста, и поскольку она мне нравилась, то я решил ее ждать.
... Тем временем множились мои печали. Предполагаемая женитьба вынудила меня расстаться с той, с
которой я жил многие годы. Сердце мое, привязанное к ней, разрывалось от горя. Она вернулась в Африку, дав
Тебе обет не знать другого мужа и оставив мне на воспитание незаконнорожденного нашего сына. Я же,
жалкий, не нашел в себе сил хотя бы отчасти подражать этой женщине; не вынеся отсрочки, тех двух лет, что
оставались до вступления в брак, я, раб похоти, сблизился с другой. Болезнь души моей все усиливалась, не
заживала также и рана, вызванная разрывом с моей первой сожительницей; боль уже не была столь острой, но
рана гноилась, принося все новые страдания.
... Я становился все несчастнее, но Ты — все ближе. Ты простер уже руку Свою, дабы вытащить меня из
трясины, но я еще об этом не знал. Я, пожалуй, еще глубже погрузился бы в омут телесных наслаждений, когда
бы не сдерживал меня страх смерти и грядущего суда Твоего, который никогда не оставлял меня»1.
В эти годы — начиная с Карфагена — Августин в постоянном духовном поиске: девять лет увлечения
манихейством и разочарование в нем; одновременно — чтение «Гортензия» Цицерона и первая попытка
осмыслить Священное писание: «Слова Писания показались мне слабыми и грубыми по сравнению с
цицероновским стилем. Я был слишком заносчив, чтобы оценить его простоту, слишком поверхностен, чтобы
проникнуть в сердцевину. Писание требует детской простоты души и ума взрослого, я же презрел детское и в
своей спеси только мнил себя взрослым»2.
1 Там же. С. 559, 560-561.
2 Там же. С. 502.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|