|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 191
Господи, и я научился у них чувствовать й мыслить о Тебе, как о некоем Великом Существе, скрытом от нас, но
могущем услышать и помочь. И я, мальчишка, начал молиться Тебе, прося о заступничестве и убежище.
Преодолев детское косноязычие, я молил Тебя, чтобы не секли меня в школе, но Ты не внимал мольбам моим, и
родители, которые не желали мне зла, смеялись надо мною, что особенно печалило меня и повергало в уныние.
Господи! Найдутся ли возвышенные души, воспламененные такою любовью к Тебе, что не смутят их ни
козлы, ни когти, ни иные орудия пыток, об избавлении от которых денно и нощно молят Тебя по всей земле? И
будут ли они так же равнодушно взирать на тех, кто страшится подобных мук, как бывают равнодушны
родители наши к тем мучениям, которым подвергаются дети от своих учителей? Как мы боялись этих мучений,
как горячо молили Тебя избавить нас от них, а между тем грешили, ленясь учиться и писать, и читать, и
размышлять, как от нас того требовали учителя. Ведь была же у меня и хорошая память, и живой ум, коими Ты
благоволил наделить меня, Господи, но я предпочитал игры, терпя от тех, кто любил то же самое. Но взрослые
называют свои игры делом, а за детские дела детей наказывают. Я терпел побои за игру в мяч, из-за которой
забывал учить буквы, которыми потом, став большим, играл в куда более мерзкие игры. И разве учитель,
бивший меня, занимался не тем же самым? Ведь если в состязании он бывал побежден более ученым и
сведущим, разве его меньше душили обида и зависть, чем меня, когда мой товарищ побеждал меня в игре?»1
Так в «Исповеди» Августин рассказал о первых школьных годах: в этом коротком, искреннем рассказе, как
в капле воды, отразилась его способность взглянуть на события жизни человеческой через собственную жизнь,
собственный опыт и соотнести путь собственной жизни с человеческой историей, выразить собственную
позицию и дать нравственную оценку, показать, как возникает зло из желания блага, как нежелание понять
оборачивается
Августин Блаженный. Исповедь // Августин Блаженный. Творения. В 4 т. СПб., 1998. Т. 1. С. 477-478.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|