|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 190
и тем самым завершил эпоху классической патристики на западе1.
Августин родился в Тагасте в Северной Африке в семье небогатого землевладельца Патриция, который,
однако, был членом-куриалом местного сената, безразличный к вопросам веры, но — по традиции — язычник;
мать, Моника, напротив, была ревностная христианка, оказавшая серьезное влияние на сына, но не спешившая с
его крещением: считалось, что лучше креститься позже, поскольку крещение автоматически «смывает все
прошлые грехи», а грехи, содеянные после крещения, тяжелее и требуют более сурового покаяния.
В семь лет его отдали в школу — и первые годы запомнились Августину как первые тяжкие испытания:
«Господи Боже мой! Каких только бедствий и издевательств не испытал я тогда, когда мне, мальчику,
вменялось в обязанность только одно: неукоснительно следовать наставлениям, чтобы прославиться в этом
мире, преуспеть в науках и, прежде всего, в ораторском искусстве, открывающем путь к почестям и богатству. С
этой целью меня послали в школу для изучения наук, пользы которых я, несчастный, понять не мог; а между
тем, когда я ленился, меня секли... Встретились мне люди, обратившиеся к тебе,
Приведу две современные характеристики, определяющие место и роль Аврелия Августина, прозванного Блаженным.
«Августин — величайший христианский теолог после апостола Павла. Он также считается Отцом Западной церкви. В средние
века он был широко известен как богослов, причем принимались и положительные, и отрицательные стороны его учения. В
шестнадцатом столетии Реформация и католическая Контрреформация вновь открыли для себя Августина. Б. Б. Уорфильд назвал
Реформацию "окончательным триумфом" доктрины Августина о благодати над доктриной Августина о церкви». (Лейн Т. Христианские
мыслители. С. 53).
«Вероятно, самый универсальный представитель патристики, Августин соединил высокие теологические интересы Востока с
традиционным вниманием Запада к человеческому индивидууму. Таким образом, в его творчестве гармонически слились два "полюса"
христианства, — традиция Тертуллиана и традиция Оригена. При хорошем знании христианских авторов Августин был осведомлен в
греческой философии и особенно ценил платонизм. Далекий от строгого систематизма... Августин, тем не менее, подчинял все свои
построения одной общей идее — идее личности, взятой в абсолютном и конкретно-эмпирическом измерении. Основная интуиция его
сочинений — восхождение просветленной личности к Богу, «новый человек в отношении к Творцу и миру» (Столяров А. А.
Патристика // История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1. С. 274.).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|