На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 180

Заложив, таким образом, фундамент нравственного воспитания в первой книге «Педагога», Климент Александрийский во второй и третьей книгах рассматривает конкретные обязанности и правила — от норм бытового этикета до норм, соответствующих идеальному образу жизни1. Климент особое внимание обращает на характер общения, таковы разделы «Педагога» о смехе; о неблагопристойности в речах; о благопристойном поведении во время пиршеств ив обществе. Общее заключение о том, что соответствует нравственному поведению христианина, весьма близкое к «Золотой середине» Аристотеля, выражено в афоризме: «Умеренность — вот верные на жизненном пути расхожие деньги христианина». Наконец, в «Педагоге» говорится о добром и дурном сообществах и предложен краткий очерк наилучшего (идеального) образа жизни. Климент постоянно противопоставляет жизнь изнеженную, праздную и распутную жизни, исполненной достоинства. «Наилучший и всего полнее соответствующий здоровью образ жизни есть тот, которым поддерживается деятельность тела»2: он рекомендует посещение гимнастических школ; описывает многообразие телесных упражнений, соглашаясь с известным изречением «Mens sana in corpore sano». Советует быть, а не казаться, добродетельным и деятельным. Примером истинно добродетельного поведения является рачительная домохозяйка: «Нечто чрезвычайно прекрасное представляет собой деятельная домохозяйка; она одевает в одежды своей работы и самою себя, и мужа. Все около нее дышит радостью: дети радуются, на мать глядя, муж — на жену, она сама, смотря на них, все вместе о Боге думая; короче говоря: уста свои открывает е мудростью и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети — и ублажают ее, муж — и хвалит ее: "Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их.... " Достаточно назвать некоторые из разделов этих книг: правила относительно пищи; как должно себя вести в отношении пития; о поведении, какого следует держаться на пиршествах; о поведении в банях; против модничанья мужчин; о благочестивом в христианском браке рождении детей и против роскоши в одеждах. Климент Александрийский, Педагог. (I, 13). С. 261.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes