На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 176

изнеженное искусство, до крайности развращенную мораль и слишком аморальную религию. С наибольшей яростью он клеймит философию именно потому, что она опирается на разум, знание, а не на веру: «Философы — патриархи еретиков... Философия — исчадие демонов. Нет такой ереси, которая своим происхождением не была бы обязана философии!»1 Тертуллиан не только не пытался сгладить нелепости евангельских притч, но и подчеркивал их, для того чтобы доказать бессилие разума над верой: «Сын божий был распят; не стыдимся этого, потому что это постыдно, сын божий умер — вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес; это верно, потому что это не-возможно»2. Отрицая языческие добродетели, Тертуллиан утверждал: «Добродетель необходима нам, да, необходима! Добродетель ниспослана нам богом... Что значит мудрость человека в стремлении познать истинное блого? Что значит его авторитет в практическом достижении этого блага? Мы одни подлежим суду Бога и знаем, что его наказания вечны, поэтому мы одни способны истинно любить и принять добродетель. Наши догмы не становятся менее необходимыми оттого, что они кажутся извращенными и основанными на догадке; те, которые в них верят, принуждены стать лучше, потому ли, что они опасаются мучительной кары, или потому, что они надеются на вечное блаженство»3. В учении о человеке Тертуллиан считал двумя определяющими свойствами его нравственной природы свободу и первородный грех. Доказательством свободы человека «служит сам закон, установленный богом, ибо закон не устанавливается для тех, кто не имеет власти повиноваться или не повиноваться ему»4. Абсолютно благая воля бога всегда устремлена к добру, а воля человека, не обладая абсолютным благом, постоянно оказывается перед выбором между добром и злом. «В нашей природе про- 1 Цит. по: ГюйоМ. Собр. соч. Т. 4. С. 275. 2 Цит. по: История философии. Т. 1. С. 388. 3 Цит. по: Гюйо М. Собр. соч. Т. 4. С. 271. 4 Цит. по: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. С. 125.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes