На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 175

ря: «Единственный путь к истинному знанию начинается с веры и проходит через церковь — концепция, которая будет править умами в течение всего средневековья»1. Поскольку отцы церкви полагали начало и конец всякого знания в Священном писании, существенную роль в обосновании защищаемых ими положений играл, как было отмечено выше, способ истолкования Ветхого и Нового Завета: буквального истолкования (первоначально — единственный) и аллегорической экзегезы2. Широко использовался и способ аналогий, своеобразный «мостик» от первого ко второму3. Едва ли не самым знаменитым из апологетов был Квинт Тертуллиан (ок. 160 — ок. 220). С точки зрения Тертуллиана, все философские школы прошлого и настоящего одинаково чужды христианству. «Что есть общего у философа с христианином.... у ученика Греции с учеником Неба? У того, кто стремится к славе, с тем, кто ищет вечной жизни? У того, кто гоняется за словами, с тем, кто совершает дела? У того, кто разрушает вещи, с тем, кто их создает? У того, кто благоприятствует заблуждениям, с тем, кто им враждебен? У извратители истины с ее восстановителем? У ее похитителя с ее стражем? Что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией и церковью, между еретиками и христианами?»4 Римская цивилизация испортила и извратила человека, и Тертуллиан отрицает все ценности этой цивилизации — слишком изощренную философию, слишком Там же. С. 73. Экзегеза (от греч. истолкование, разъяснение) — метод, разработанный Филоном Александрийским и Оригеном (185254). Метод буквального толкования текстов предпочитали сторонники последовательной ортодоксии, подобные Тертуллиану и Василию Кесарийекому. Так, Теофил в письме Автолику, скептически относящемуся к христианству, подчеркивает, что всякое дело начинается с веры: «Какой земледелец сможет получить урожай, если прежде не доверит земле семена? Кто отважится переплыть море, если прежде не доверится кораблю и кормчему? Какой больной может излечиться, если он вначале не доверится врачу? Какому искусству или какой науке можно научиться, если прежде не довериться учителю? Но если земледелец верит земле, мореплаватель — кораблю, больной — врачу, то почему же ты не хочешь довериться Богу?» (Цит. по: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии, С. 68-69). Цит. по: История философии. М., 1941. Т. 1. С. 388.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes