|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 172
Задача уяснить, оправдать и защитить христианство решалась первоначально апостольскими отцами, а
затем апологетами1.
Апологеты: от Аристида до Тертуллиана. Уже в «Апологии Аристида», адресованной императору
Антонину Пию, содержатся идеи, «которым суждено было стать центральными в средние века»: приоритет веры
над разумом, монотеизм, творение мира из «ничего», взгляд на мировой порядок, как на произведение
божественного разума, — хотя все они содержатся уже в Библии, но Аристид осознает их как «элементы....
особого типа мировоззрения, отличающегося более высокой ценностью, нежели языческое мировоззрение»2.
Юстин Мученик (Флавий Иустин, крещен в 132 г., казнен в 163-167 гг.) в своих этических взглядах
опирается на стоиков и Платона. В «Диалоге с Трифоном» он прославляет разум: «Ничего не может быть
лучше, чем доказать, что разум господствует над всем и что человека, руководствующийся им, может правильно
оценивать стремления других и указывать им путь к счастью», а потому — философия должна быть достоянием
каждого — поскольку это ведет к нравственному совершенствованию, а оно — к благу: «До тех пор, пока
правители и народы не будут философствовать, государства не будут благоденствовать»3. Юстин заимствует
учение стоиков о природной основе нравственности, у Платона — учение о свободе воли, активно «отбирая»
идеи,
Апостольские отцы или Мужи апостольские — Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Эрма
(Герма) и Папий (конец I — первая половина II в.) — считаются либо учениками апостолов, либо учениками учеников. Их
произведения, как правило, — послания христианским общинам с разъяснением учения апостолов. Исключение лишь «Пастырь»
Гермы (см.: Столяров А. А. Патристика// История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1).
Апологеты — защитники христианства и авторы ряда «Апологий» — Кобрат, Аристон из Пеплы, Флавий Иустин Мученик,
Маркиан Аристид, Татиан, Мелитон Сардский, Афинагор, Феофил
Антиохийский, автор «Послания к Диогнету», Минуций Феликс; также к ним причисляются Ириней Лионский, Ипполит и даже
Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген (все — вв.).
(См.: Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994; Столяров А. А. Указ. соч.).
См.: Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.:
Мысль. 1979. С. 56.
Цит. по: Там же. С. 57.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|