|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 161
готовый — свой переход к более просветленному образу жизни. Ибо деятельность идет впереди созерцательной
жизни»1.
А. Мень высоко оценивает личность мыслителя и его влияние на виднейших представителей патристики:
«Эллин и иудей в одном лице, патриот и гражданин мира, человек веры, свободный от обскурантизма, Филон
следовал заветам Торы, но не желал становиться фанатиком. Запад и Восток... обрели в его возвышенной душе
полную гармонию. Он ценил все многообразие мира и призывал благодарить Бога не только за создание рода
человеческого, но и за мужчин и женщин, за эллинов и варваров, жителей материка и островитян»2.
Как этик, Филон открыл в человеке, в отличие от античных мыслителей, третье измерение: человек
образован из тела, души (интеллекта) и Духа, что нисходит от Бога. Рассуждение о духе принципиально
отличает этику Филона: у него мораль становится неотделимой от веры и религии, сливаясь даже в мистическом
единении с Богом в некоем экстатическом видении: «Необычайно высокая слава души в том, чтобы преодолеть
свою тварность, свои пределы... Потому-то тем, кто связывал себя с Ним [Богом] и служит Ему непрерывно, в
наследство Он дарует сам себя». Счастье жизни — «быть целиком и полностью скорее в Боге, чем в самих
себе»3.
Послания апостола Павла. Когда заходит речь о формировании христианской этики, то, пожалуй, в
первую очередь следует упомянуть послания апостолов, особенно послания Павла. Время их создания — конец
I в.4, однако существуют и иные точки зрения, относящие их ко II и даже началу III в.5 Считается, что Петр и
Павел
Там же. С. 461.
Там же. С. 447.
Цит. по: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. С. 30.
Согласно «Толковой библии», Послания апостола Павла написаны в период от 50 до 64 года (Толковая библия. Т. 10. С. 391. Т. 11.
С. 4, 130, 184, 234, 276, 301, 333, 361).
Подобные суждения характерны для Артура Древен, автора «Происхождения христианства» (М., 1930), который полагал, что
«Послания» созданы в разное время и не менее, чем тремя разными авторами с различными взглядами, последний из которых, по его
мнению, жил в конце II в.: Древе, следуя сложившейся на рубеже
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|