На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 159

Уже эти примеры показывают не только особенность метода, но и этическую направленность рассуждений Филона: внимание его обращено на судьбу индивидуальной души, устремленной к сверхчувственному. К «верховной цели жизненного пути человека», согласно Филону, ведут три дороги, которые олицетворены Авраамом, Исааком и Иаковом» Первый путь — путь рационализма, интеллекта или «научения», подводит к «естественной теологии» — познанию Бога через его творение — «мысль ведет нас к восприятию Бога как Души вселенной». Но на этом пути все завершается отрицательным определением Бога (так Филон впервые четко сформулировал апофатический, «отрицательный» принцип богословия). Познание Бога недоступно рациональным путем: «Не думаю, чтобы Сущее, каково Оно есть по своей природе, могло бы быть познано каким-либо человеком... Поэтому ему нельзя дать даже имени...» Бог все превосходит — «Он лучше блага, прекраснее красоты, блаженнее счастья... больше самой жизни...» Богослов может знать о Нем «только то, что Он существует, а не то, каков Он есть»1. Второй путь — путь любви: это путь Исаака, чье имя есть радость — радость, даруемая любовью Божьей, которая не «достигается», а свободно изливается в душу человека. Это путь немногих, путь религиозного экстаза: «Не видим ли мы свет через него самого? Так и Бог, будучи Своим собственным сиянием, познается только через Себя... исполни себя вдохновенным безумием... как вдохновлялись пророки. Ибо мысль, охваченная божественным Откровением, уже не принадлежит себе, а прорывается из глубины, внушенная небесной волей, рожденная Реальностью, устремленная ввысь. Она несет в себе истину, указующую путь и устраняющую все преграды, так что путь становится ровным и по нему можно идти. Таков разум, повинующийся Богу»2. И, наконец, путь Иакова есть путь упражнения, аскезы. Несовершенство мира обусловлено несовершенством Там же. С. 455. Эта точка зрения — апофатизм, т.е. утверждение через отрицание, была принята отцами Церкви. Цит. по: Мень А. История религии. Т. 6. С. 456.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes