|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 158
Клеанфа и Посидония). В юности вместе с друзьями предавался радостям жизни, но не менее увлечен был
философией и рано (под влиянием трудов Аристобула) занялся экзегезой1. В своих душевных поисках он, чтобы
одолеть искушения, хотел стать отшельником, но пришел к мысли, что главное — не внешняя аскеза, но
духовная твердость: «Истинная стойкость и незыблемый покой есть то, что мы испытываем в присутствии Бога,
Который Сам всегда неизменен... иногда, находясь среди многотысячной толпы, я умиротворялся мыслью: Бог
изгнал сумятицу из моей души и научил меня, что не от места зависит доброе или дурное расположение, а от
Самого Бога, Который движет и влечет колесницу моей души, куда хочет»2. Уже в этом высказывании
органично сплавлены религиозная вера, стоицизм и платонизм — что и определило все мировоззрение Филона.
В своих многочисленных трудах3 он, используя метод аллегории, «поверяет» религиозное учение иудаизма
античной философией. Согласно Филону, Библия имеет буквальный и смещенный смыслы — и по этому
второму смыслу библейские события и деятели символизируют понятия и истины моральные, духовные и
метафизические. Так, «Древо жизни» есть высшее бо-гопочитание, а прочие райские деревья — разнообразие
человеческих «мнений». Четыре реки суть аллегория важнейших добродетелей. Когда страсти (Змей)
овладевают разумом, человек отдаляется от Бога... исход Авраама из земли предков [символизирует] «плоть и
вожделение, которые человек должен преодолеть», а камень, на который Иаков положил голову и заснул,
означает требование «избегать изнеженного и роскошного образа жизни»4.
Экзегеза (греч. exegese — толкование): объяснение не совсем понятного текста. С александрийских времен появилась специальная
литературная форма — комментарии к целым сочинениям или отдельным их частям (толкование Библии) (Словарь античности. М., Л.
989. С. 648).
Цит. по: Меи А. История религии. М., 1902. Т. 6. С. 448. К ним прежде всего относится серия трактатов «Аллегорический комментарий
к Пятикнижию». По мнению Д. Реале и Д. Антисери, «особенно прекрасные» из них «Сотворение мира», «Аллегории Законов»,
«Наследии к божественного», «Переселение Авраама», «Мутации имен» (См.: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков
до наших дней». Средневековье. СПб., 1994. С. 27- 28). Цит. по: Мен А. История религии. М., 1992. Т... 6. С. 452, 454.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|