На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 154

§4. ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Христианские этические концепции восходят к Библии1, собранию древних текстов, включающих памятники древнееврейской литературы ХП-П ее. до н. э. (Ветхий Завет) и памятники раннехристианской литературы (вторая половина I в. — первая половина II в. н. э.). «Мировоззрение Пятикнижия (первый цикл Ветхого Завета — В. И.) в целом сугубо мифологично, хотя в сравнении с современными ему гомеровскими поэмами или индийскими Ведами Пятикнижие отличается более тесной связью с земными, историческими реалиями, с повседневной моральной и религиозной практикой; в нем царствует юридический и прагматический дух... Боже Так, в Книге премудрости Иисуса сына Сирахова говорится о премудрости, ее непостижимости («Всякая премудрость от Господа и с ним пребывает вовек. Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует?... Источник премудрости — слово Бога Всевышнего и шествие ее — вечные заповеди... Он произвел ее... и излил ее на все дела Свои, и на всякую плоть по дару Своему и особенно наделил ею любящих Его» (1: 1-3, 5, 8-10). «Корень премудрости — бояться Господа, а ветви ее — долгоденствие. Страх Господень отгоняет грехи, не имеющий же страха не может оправдаться» (1: 20- 21). Далее говорится о том, как приобрести премудрость, о ее природе и благодеяниях, в числе которых, во-первых, особенности межчеловеческих отношений: обязанности детей по отношению к родителям, милосердие к нищим, отношение к друзьям («Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его» (6; 14-15)), отношения в семье, отношение к ближнему, благоразумие во взаимоотношениях между людьми («Не ссорься с человеком сильным... Не заводи тяжбы с богатым... Не спорь с дерзким на язык... Не шути с невеждою... Не заводи ссоры со вспыльчивым... Не советуйся с глупым... Не открывай каждому своего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя» (8: 5)), Поведение в отношении женщины («Не будь ревнив к жене сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого. Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей» (9:1-2), т.е. будь господином жены, а всех остальных женщин избегай — и порочных и добродетельных, дабы не впасть в греховный соблазн. Во-вторых, характеризуются морально-психологические качества: смирение и кротость, истинный и ложный стыд, самообладание, опасность гордыни. В-третьих, правила благой жизни: как избегать грехов, каковы дела милосердия и благочестия, в чем заключается истинная слава. И, наконец, советы в повседневном поведении: мудрость в словах, мера в деятельности («Не берись за множество дел: при множестве дел не останешься без вины» (10: 11).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes