|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 152
цепи. Как говорил Иоанн Златоуст, вера Христова — "вечно обновляется"1.
Происходит это потому, что Сын Божий реально присутствует в жизни церкви. В Нем — Ее
сверхчеловеческая сила. Поэтому в каждой эпохе мы найдем динамичное, живое, открытое христианство,
чающее Царства Божия... "Облеченное во Христа", оно будет продолжать свой путь, зная, что воля Отца должна
осуществляться "на земле, как на небе".
... То, что в XX в. героями Церкви признают таких людей, как Максимилиан Кольбе или мать Мария,
погибших в концлагерях за своих братьев и сестер, будет свидетельством неистощимой нравственной энергии
христианства, и даже больше: ее роста в сравнении с минувшими эпохами.
... Только единение с Христом делает людей носителями высшего бытия, помогает им не отвергнуть, но
освятить мир, приобщить его к божественной жизни, вернуть Творцу "умноженные таланты".
Задача эта неисчерпаема, она открывает бесконечные просторы за пределами нашего мира и нашей
истории»2.
Окончен ли старый, но из века в век повторяющийся спор? Нет. Но хотелось бы сделать два замечания.
Первое. Если вдуматься в марксистскую критику христианства, то окажется, что она часто «бьет мимо
цели»: очевидно, что Христос не был социальным реформатором, не занимался политикой, — и на все
рассуждения с позиций социально-политических он ответил бы, как от-
Примечательно суждение Н. А. Бердяева [Христианское сознание] «одухотворяется, очеловечивается через кризисы и катастрофы,
которые, видимо, могут производить впечатление смерти самого христианства. Можно в конце концов признать, что и Спиноза со
своей борьбой с антропоморфизмом, и злые издевательства Вольтера, и критика Канта, и диалектика Гегеля, и антропологизм
Фейербаха, и обличение классовой лжи Марксом, и библейская критика, и мифологическая теория, и восстание против христианства
Ницше, и провокации Розанова- были обогащающим опытом, были очистительным огнем. Революции, как бы они ни были ужасны,
какой бы ни принимали богоборческий характер, имели очистительный характер, повышали качество религиозной жизни». (БердяевН.
А. О рабстве и свободе человека// Царство духа и царство кесаря. М., 1995. С. 150.)
Мен А. Сын человеческий. С. 318; Он же. История религии. М., 1992. Т. 6. С. 487-488, 490.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|