|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 147
закона и необходимости внешнего мира к другому закону, другой необходимости — закону и необходимости
морального мира... Земное царство и небесное царство —два пути, два предела человеческой свободы...
Согласно Иисусу, эти пути различаются, как истина и ложь. Один ведет к свету, вечной жизни, а другой — в
тьму, вечную смерть»1.
Рассуждение А. А, Гусейнова, на мой взгляд, скорее выражает позицию древних пророков, отчасти —
Иоанна Крестителя, но не Иисуса2.
Что же нового содержится в этике Христа, в его благой вести? По сути дела — о многом уже сказано,
остается подвести итог.
Первое. Христос не отбрасывает старое (Закон) — он соблюдает преемственность («не отменить Закон, а
исполнить»), — но всегда указывает на первенство любви, веры, внутреннего духовного устроения3.
Второе. Подчеркивая первенство внутренних побуждений перед внешней формой, Он раскрепощает
человека, «ты уже не раб, а сын Божий», утверждает в каждом человеческое достоинство, способствует
рождению личности.
Третье. И словом, и в еще большей мере — примером он разрушает все перегородки между людьми, все
виды разобщенности, все уничижающее и оскорбляющее человека, подчеркивая единение всех людей через
любовь.
Четвертое. Особенно следует отметить новое отношение к женщине — «Христос возвращает женщине
отнятое у нее человеческое достоинство и право иметь духовные запросы»4.
1 Гусейнов А. А. Великие моралисты. С. 117-118.
2 Нам предстоит не раз встретиться с подобной точкой зрения на учение Христа — от Блаженного Августина до Иммануила Канта и
неокантианцев. Однако повторюсь: позиция современных известных религиозных деятелей — Иоанна Павла II и Александра Меня, и
близкие к ним взгляды Альберта Швейцера, Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга — великих гуманистов XX в. не просто более
оптимистична, она точнее выражает суть, смысл этики Иисуса Христа.
3 См. об этом: МеньА. Сын человеческий. Гл. 5. «Благая весть», особенно раздел «Старое и новое».
4 См.: Там же. С. 115. Отношение к женщине как личности особенно примечательно уже потому, что даже такие мыслители, как Руссо,
Кант и Гегель, не поднялись до этого уровня, не говоря уже о Ф. Ницше.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|