|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 143
Христа без понимания и принятия его заповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28)1.
Необычность этой заповеди, во-первых, в том, что она не просто усиливает соответствующую заповедь
Закона2, но противостоит древнему Закону: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб... А я говорю вам:
не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что
сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего... А я говорю вам: любите врагов ваших»3. Во-вторых, в
том, что Христос подробно ее разъясняет, показывая недостаточность любви к ближним — так делают и
мытари, и язычники; только следуя этой заповеди «да будете сынами Отца нашего Небесного; ибо Он
повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»4.
Различие между Законом и Благодатью с наибольшей отчетливостью выступает в заповеди о любви к
врагам. Закон знает лишь равное воздаяние и за добро, и за зло. Мера Закона — справедливость; по учению
Иисуса, милосердие выше справедливости и не подразумевает меры. Его основание — любовь Бога Отца к
людям, а она безмерна.
Этика Христа, связывая любовь и свободу, обращена не к некоей особой группе, и не к толпе — она
обращена к личности, к каждому человеку и каждому предлагает
1 Гусейнов А. А. Великие моралисты. С. 106; Евангелие от Луки. 6:
27, 28.
2 Так, в Евангелии от Матфея Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древними: не убивай; кто же убьет, подлежит суду... А я
говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду... Вы слышали, что сказано древними: не
прелюбодействуй... А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце
своем. Сказано также, что, если кто разведется с женой своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать, и
кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древними: не преступай клятвы, но исполняй пред
Господом клятвы твои... А я говорю вам: не клянитесь вовсе... но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от
лукавого» (Евангелие от Матфея. 5: 21-22; 27-28; 31-32; 33; 34; 37).
3 Евангелие от Матфея. 5: 38, 39; 43, 44.
4 Там же. 5: 45.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|