|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 142
совестью, стали уходить один за другим... и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди... Иисус... сказал
ей: Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: Никто, Господи! Иисус сказал ей: И
Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши»1. Об этом свидетельствует и его отношение к блуднице, омывшей
ему ноги в доме Симона2, и к Закхею, начальнику мытарей в Иерихоне3, и многие из притч, им рассказанных.
Из поступков и оценок Христа становятся ясными качества той любви, о которой прежде всего и идет речь:
это не эрос, не филия, а агапе — любовь как духовное единение, распространяющееся на всех людей4. «Если
любите Меня, соблюдите Мои заповеди»5. Эта любовь смиренна, деятельна, бескорыстна — поскольку
заключает в себе служение другим людям, исключающее любое возвышение над другими и право
нравственного суда над другими, поскольку нет безгрешного человека («Не судите, да не судимы будете»; «И
что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф., гл. 7; 1, З)6;
деятельна, поскольку подразумевает органическое единство слова и дела, требует деятельного отношения к
жизни; бескорыстна, поскольку, хотя всякий достоин любви, но оступившиеся, падшие — больше других:
отсюда — прощение раскаявшихся грешников. Однако, как подчеркивает А. А. Гусейнов, подлинное испытание
любви человека — его отношение к врагам. В этом вопросе Иисус Христос совершил подлинную революцию.
Нельзя понять и принять этику
1 Евангелие от Иоанна. 8: 3-11.
2 Евангелие от Луки. 7: 36-50.
3 Там же. 19: 1-10. Мытарь — сборщик имперских налогов в Палестине.
4 Гусейнов А. А. Великие моралисты. С. 106. По Гусейнову, «в древнегреческом языке — языке, на котором дошли до нас Евангелия, —
понятие любви фиксировалось, по крайней мере, в трех терминах. Это эрос, что означает любовь-страсть; филия, что означает любовь-
дружбу; агапе, что означает любовь-духовное единение. Любовь-страсть индивидуальна, любовь-дружба охватывает особый круг
людей, любовь-духовное единение распространяется на всех людей. Эрос есть любовь восходящая... филия есть любовь
уравнивающая... агапе есть любовь нисходящая, когда человек относится к другим людям жертвенно, ставит себя ниже их».
5 Евангелие от Иоанна. 14: 15.
6 Евангелие от Матфея. 7: 1, 3.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|