|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 117
последователей Гу Янь-у известного писателя Чэнь Чэня «Последующие повествования о речных заводях»
содержалась социальная утопия о «счастливой стране»: повстанцы, разбитые маньчжурами, отступив на юг,
обрели «счастливый край». Они установили собственный порядок правления во главе с совершенным
правителем, получившим власть из рук народа и живущим нуждами своего народа.
Последующее развитие философско-этических идей в XVIII в. связано с именем Дай Чжэня (1723-1777).
Наиболее известные его труды — «О природе добра» («Юань шаны»), «Комментарий на "Мэн-цзы"» и
«Собрание сочинений Дай Дун-юаня». В общефилософской концепции он опирался научение своих
предшественников, уточняя и углубляя многие проблемы. Мир материален и находится в непрерывном
изменении. Дао есть сущность материальной субстанции и принцип изменения всего сущего. Рождение и
смерть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Новым и важным для развития этической мысли явилось учение
Дай Чжэня о необходимости и свободе; именно через природу познается необходимость; правильно постигнутая
природа (естественность) и есть то, что зовут необходимостью. «Необходимость и естественность — это не две
различные вещи. Полное и до конца постижение естественного, и притом без погрешностей — это и будет
необходимость», «отличие человека от животного в том и состоит, что человек может познать необходимость, а
все животные в состоянии лишь следовать своей природе (естественному)»1.
Познание достоверно в той мере, в какой ощущения и разум дополняют друг друга. Когда способность
ощущения нормальна (т. е. не нарушена болезнью), она «согласуется с качествами Вселенной» и разум
«достигает совершенства».
Источник ошибок — темнота, невежество; познание — светильник, освещающий вещи. Просвещение
народа необходимо. Просветительский гуманизм Дай Чжэня красной нитью проходит через философско-
этическую и социально-политическую проблематику.
1 Философская энциклопедия. Т. 1. М..., 1960. С. 426.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|