|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 110
ритуалов и церемоний, нарушение кодекса конфуцианских добродетелей заставить народ соблюдать
предписания «Кодекса Великой Мин». Каждый двор, каждый чиновник были обязаны иметь экземпляр
«Великих предостережений». Они изучались во всех школах — от деревенских до Академии сынов отечества
(Гоцзыцзянь).
Таким образом, в эпоху династии Мин находящийся на государственной службе ученый-конфуцианец
оказывался весьма жестко привязан к деятельности монарха по управлению Поднебесной. И хотя наиболее
видные из них, подобные наставнику наследника престола Сун Ляню или президенту Академии Хань-линь Лю
Сан-у, еще отличались некоторой самостоятельностью суждений, неоконфуцианство все более и более
превращалось в неподвижную, не подлежащую обсуждению моральную догму.
Этот процесс продолжался и в эпоху последней династии феодального Китая — династии захватчиков-
маньчжур, взявшей имя Цин, чтобы подчеркнуть связь с древнейшей из династий. Одним из направлений
укрепления своего государства императоры династии Цин избрали проведение в жизнь сугубо
унифицированной идеологии неоконфуцианства. Особым покровительством маньчжурских императоров
пользовалась сунская неоконфуцианская школа братьев Чэн и Чжу Си и способы массовой идеологической
обработки, сложившиеся при династии Мин. Усовершенствование этой системы нашло выражение в сельских
собеседованиях (сянъюэ). Специально назначенные «бесед-чики» должны были проводить беседы о шести
правилах морали. Местные власти обязаны были выбирать жителей в возрасте свыше 60 лет, для того чтобы они
дважды в месяц проводили собеседования, содержащие наставления в нравственном поведении при первом
императоре Мин. В конце XVII в. император Сюан Е (1654-1722) опубликовал «Священный указ», в котором
система назидательных изречений была расширена, а в XVIII в. императоры Ши-цзун и Гаоцзун издавали
специальные указы о повышении эффективности «сельских собеседований». Эта система действовала в
сельских местностях до революции 1911 г.
Каждое из 16 поучений Сюань Е (Шицзуна) состояло из семи слов-иероглифов. В целом они представляли
собой элементарный моральный кодекс неоконфуцианства:
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|