|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 109
Что же касается еретических буддийских сект, то они были запрещены в первый же год правления Чжу
Юань-чжана: «Главари подлежат повешению, а каждый из последователей — 100 ударам большой палкой и
ссылке за 3 тыс. ли во всех случаях, когда колдуны-наставники, изображая из себя снизошедших лжебогов,
пишут амулеты и заговаривают болезни, бьют в колокола и молятся своим святым, присваивают себе почетные
звания святейшеств, великих хранителей и наставников и абсурдно именуют себя Буддой Майтрейя, членами
сект Белого лотоса, Преклонения перед Светом (Мин-цзунь-цзяо), Белых облаков (Бай-юнь-цзун) и других
обществ»1.
. Очевиден страх феодальной династии перед тайными народными обществами. Но, хотя храмы секты Да
Минц-зяо были разрушены, имущество конфисковано, наставники казнены или сосланы, ни императорам
династии Мин, ни императорам династии Цин не удалось покончить с тайными обществами. По-прежнему в
массовых крестьянских восстаниях XV—XIX ее. роль идеологического обоснования играли еретические учения
— неизбежная и неуничтожимая форма протеста угнетенных масс.
Стремясь, с одной стороны, ограничить своеволие феодалов, грабеж ими крестьян, положить конец
злоупотреблениям, коррупции, лихоимству чиновников; с другой стороны, пытаясь раз и навсегда уничтожить
смуту в народе, добиться полной покорности людей, которые «законы воспитания не понимают... бунтуют,
совершают преступления и губят себя»2, Чжу Юань-чжан установил разветвленную систему тайных
осведомителей тайной полиции («стражи в парчовых халатах»), проводил кровавый и жестокий террор. В
стране и при дворе господствовала атмосфера страха, порождаемая «массовыми наказаниями в виде порки
плетьми и батогами, изнурительного физического труда, сдирания кожи, вырывания коленных чашечек, казней,
вплоть до искоренения семьи и всего рода...»3 В 1285 г. император написал «Великие предостережения», чтобы
на примерах жестоких наказаний за отступление от законов,
1 Цит по: У Хан. Жизнеописание Чжу Юань-чжана. С. 120.
2 Цит. по: Конфуцианство в Китае. С. 203.
3 У Хан. Жизнеописание Чжу Юань-чжана. С. 212.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|