|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 106
Сам Чжу Юань-чжан в «Поучении в помощь людям [на пути] к объединению» поставил перед собой цель:
«Все владыки Поднебесной, следуя Небу, упорядочивают вещи, несут великую ответственность по управлению
страной и тяжкое [бремя] воспитания чиновников и народа. Путь мудрых банов древности соответствовал воле
Неба. Ныне я не имею талантов и слаб в добродетели, но все же владею печатью, даруемое Небом, и управляю
страной»1.
В «Поучении» определялись обязанности правителя, сведенные к восемнадцати моральным принципам
конфуцианства. Затем перечислялись обязанности сановников, простолюдинов, ученых, крестьян,
ремесленников, торговцев, буддийских и даосских монахов. Идея о чудодейственной плодотворности усвоения
поучений монарха была доведена до каждого подданного в послесловии к «Поучению»: «Если ты сановник и
можешь следовать этимпоучениям, то ты — умный сановник и не только будешь иметь заслуженную славу,
[записанную] на бамбуке и шелке, чтобы передать потомкам, но и сможешь обеспечить богатство и знатность
[своим] детям и внукам... Если ты крестьянин и можешь следовать этим поучениям, то не будешь лениться
обрабатывать землю и будешь прилагать усилия для сбора урожая, и ты будешь иметь надежду на осенний
урожай»2.
Путь воспитания народа — «выправление имен» и возвращение к церемониям. Это конфуцианское право
Чжу Юань-чжан стремился внедрить в сознание масс жестокой регламентацией обязанностей каждой из групп
населения, сочетанием социальной демагогии и жестоких, устрашающих наказаний. Называя простой народ
«подлыми людьми», он повторял: «Платить налоги и выполнять повинности для императора — это долг
простого народа... Если простые люди сумеют быть довольными своей долей, то они сохранят отцов и матерей,
жен и детей, в их семьях будет изобилие и они сами будут благодушными, верными, почтительными,
гуманными и справедливыми... верхи и низы будут спокойны, нравы и обычаи станут чистыми и прекрасными и
все вместе будут наслаждаться счастьем великого спокойствия». А если простые люди
1 Цит. по: Конфуцианство в Китае. С. 201.
2 Там же. С. 201.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|