|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 105
выдержавших экзамены получали почетные звания, места в Академии литературы и ряд должностей при дворе.
Темы для экзаменов брались только из «Четверокнижия» и «Пятикнижия»1, в трактовке и стиле сочинений
следовало подражать экзаменационным статьям эпохи Сун. Естественно, что подобная экзаменационная
система не способствовала появлению новых идей. «В результате прогрессивная мысль душилась, развитие
науки задерживалось. В политическом отношении эта эпоха воспитывала послушные и верные кадры
бюрократии, отвечающие потребностям господствующего класса. Но наука и культура в течение длительного
времени следовали древним образцам и оставались на уровне, достигнутом за сотни и даже тысячу лет до того
времени. Это было огромной потерей»2.
Канонизированная, требовавшая лишь изощрения памяти подготовка чиновников всех рангов приводила к
снижению уровня знаний, невежеству учащихся и кандидатов на экзамены. Известный конфуцианский ученый,
главный воспитатель Чжу Юань-чжана Сунь Лян писал об этих последствиях: «С тех пор как стали проводить
закон о кандидатах и экзаменах, ученики считали своей целью сделать выборки из канонов и подражать [их]
темам. Самые настойчивые из них только [и могли] протолковать четыре иероглифа из какого-то канона, [и это]
считалось исследованием, [и это] считалось поиском. Что касается остальных, то и добавить нечего. Когда
говоришь с ними, то смотрят, уставившись глазами, а перед грубостью [их] языка и дерево не устоит»3. низкий
уровень образования, его сравнительная широта и доступность, открывавшие путь к чинам и власти, «стали
великим стимулом для распространения самых основных, самых примитивных, но и самых выгодных для
правящего слоя морально-этических принципов конфуцианства»4.
«Девять книг» состояли из «Пятикнижия», канонизированного уже в эпоху Хань: «Щи-цзин», «И-цзин», «Лицеи», «Шу-цзин» и «Чунь-
цю», — и «Четверокнижия», включенного в канон Чжу Си в эпоху Сун: «Лунь-юй», «Да-сюэ», «Чжун-юн» и «Мэн-цзы» («Книга
песен», «Книга перемен», «Записи обрядов», «Книга преданий», «Весны и осени»; «Рассуждения», «Великое учение», «Учение о
следовании середине», «Мэн-цзы»). У Хань. Жизнеописания Чжу Юань-чжана. С. 161. Цит. по: Конфуцианство в Китае. С. 200. Там
же. С. 201.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|