|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 101
последних династий — Мин и Цин. Исключить стремление к самостоятельному поиску смысла учения Кун-цзы,
подчинить мысль догме, раз и навсегда установленной, — таков смысл преобразований Чжу Си.
Тенденции развития буддизма и даосизма в эпоху Сун заключались в поисках абсолютной реальности в
природе человека и разработке методов освобождения от воздействия эмпирического мира. Продолжались и
попытки соединения всех трех направлений — буддизма, даосизма и конфуцианства. Знаменитый наставник
«Школы внутренней пилюли» Чжан Бодуань в трактате «Постижение истинной» стремился доказать, что
конфуцианство, буддизм и даосизм — три различных пути, ведущих к освобождению человека от мирских
страданий. «Путь достижения основы» заключается в том, чтобы освободить от наслоений первоначальную
природу человека. «Первоначальная природа» закрыта вторичной «подобно тому, как облака закрывают
сущность луны»1. Эти рассуждения достаточно близки и к буддизму, и к неоконфуцианству.
Еще чаще в эпоху Сун буддизм проникал в личную и общественную жизнь конфуцианцев, становился
частью их внутреннего мира. Так, Су Дун-по (1036-1101), один из предшественников Чжу Си, представитель
конфуцианской элиты, обращался к буддизму не только в стихах и дружеских беседах, но и в размышлениях об
идеях самосовершенствования и воздаяния. Пример Су Дун-по достаточно типичен — о многих видных
конфуцианцах, занимавших высокие государственные посты, можно было бы сказать, что их мировоззрение на
практике «соединяло три пути в один»: «Сто тысяч ламп освещали одну комнату, и каждая из них горела, не
мешая другим»2. Не случайно к концу эпохи династии Сун буддизм вновь упрочил свои позиции. Однако
господствующее положение неоконфуцианства, прежде всего в системе государственного управления и в сфере
образования, год от года укреплялось.
Две линии в развитии экзаменационной системы ясно выражены в эпоху Сун: формализация образования,
при
Мартынов А. С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036-1101) и Чжу Си (1130-1200). С. 287.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|