На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 100

В 1162 г. в докладе императору Ся-цзуну Чжу Си подчёркивал, что учения даосов о пустоте и буддистов о нирване абсолютно непригодны для практики управления государством, для «пронизания [дел] от корня до вершины и для установления великого центра»1. Буддисты и даосы ограничились лишь исследованием «внутреннего», поэтому они не способны к решению вопросов управления государством. Основной задачей конфуцианцев является «исследование явлений и расширение знаний», с тем чтобы «в совершенстве постичь изменчивость явлений» и привести Поднебесную в такое состояние, когда «сердца [всех] будут правильны, а мысли искренни»2. В конечном счете усилия Чжу Си были направлены на создание доктрины, которая могла бы всех, имеющих отношение к управлению — от императора до провинциального чиновника, — вооружить целостным мировоззрением, пригодным для ежедневной практики. Опираясь на рассуждения Мэн-цзы в «Исчерпании интеллекта» о легендарных императорах и мудрецах, передававших друг другу совершенное учение, и использовав обычай преемственности в буддийских сектах, Чжу Си создал концепцию дао тун (преемственность). Она имела ретроспективный характер и должна была способствовать возведению системы Чжу Си в статус неоспоримой конфуцианской истины3. Оценивая деятельность Чжу Си и его борьбу с буддизмом, современный исследователь учения неоконфуцианства А. С. Мартынов отметил целенаправленность создателя доктрины неоконфуцианства. Он не только синтезировал различные направления конфуцианства, но и приложил усилия для создания обновленного конфуцианского канона. Составленная им совместно с Люй Цзу-цянем хрестоматия неоконфуцианских авторов стала прообразом «Великого собрания школы "Природы и принципа"» — основного пособия для сдававших государственные экзамены в период с 1415 по 1905 г., т.е. в период двух 1 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. С. 283. 2 Там же. €. 283. 3 См. об этом подробнее: Мартынов А. С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036-1101) и Чжу Си (1130-1200). С. 280-282


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes