|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 97
коренится в затемнении, искажении, загрязнении индивидуальной природы человека. Проявляется это в
нарушении внутренней гармонии, баланса нравственных качеств: их недостаток, излишек одного, искажение
ведут ко злу. Усугубляется нарушение внутренней гармонии и потаканием своим желаниям, когда не разум
повелевает желаниями, а стремление к «внешнему», «искушение вещами» создают перевес, и цичжи подчиняет
или «затемняет» сии как единство моральных принципов. Это подобно тому, как мутный поток загрязняет
лежащие на его дне жемчужины.
Из возможности отклонения от гармонии вытекает, по утверждению Чжу Си, необходимость для человека
быть бдительным, искоренять в самой основе эгоистические устремления, подчинять чувства (желания) разуму,
стремиться к «серединному состоянию», «гармонии», «совершенству во внутреннем мире». Это состояние он
уподобляет чистой и холодной воде, в которой жемчужины получают наиболее четкое проявление.
Достигнув совершенства во внутреннем мире, человек обязан обратиться к миру внешнему не как
созерцатель, а как деятель. Различие в цичжи обусловливает различие способностей, в том числе способностей
к совершенствованию и участию в управлении. Чжу Си разделяет взгляд Мэн-цзы на естественность
социального неравенства, на то, что одним людям дана Небом возможность обрести знания и быть
управляющими, а другим необходимо трудиться физически и быть управляемыми.
Таким образом, Чжу Си, сосредоточив внимание на онтологизации принципов конфуцианства, разрешил
задачу выработки нового ортодоксального учения, йолучив-шего название «неоконфуцианство». Онтология
Чжу Си — система объективного идеализма — дала философское обоснование сакрального характера личности
императора и осуществляемой им власти. Совершенная мудрость, безграничная милость и благая сила монарха,
средоточие в его личности высших моральных принципов, дарованных Небом, и незыблемость государства
были подкреплены идеей о том, что система государственного устройства Поднебесной есть непосредственное
продолжение упорядоченного космоса.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|