На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 96

Субстанциональная сущность человека, составляющая изначальную природу, неотделима от материального тела, образованного соединением частиц. Это единство, разделяемое лишь в абстракции, есть индивидуальная природа (цичжи). В толковании Чжу Си ли неизменно, ци изменчиво. Изначальная природа неизменна и едина у всех людей, иначе говоря, все люди наделены моральными принципами в полной мере, и потому Мэн-цзы прав, утверждая, что человек изначально добр. Напротив, индивидуальная природа легко поддается переменам, многообразна. Различие в цичжи и обусловливает различия между людьми. В этическом аспекте это различие выражается в «загрязненности, искаженности, непроявленности» моральных принципов. Однако только через цичжи (индивидуальную природу) проявляется сип (изначальная природа): «Так, возьмем для примера свет. Должен быть какой-нибудь отражающий предмет — зеркало или гладь воды, — чтобы лился свет. Свет — это природа (син. — В. И.). Зеркало или вода — это цичжи (индивидуальная природа — В. И.). Без зеркала и воды свет рассеивается и исчезает»1. Тяньли (небесный принцип) проявляется в человеке как син (изначальная природа), осознаваясь как моральная необходимость, как чувство долга, совесть, принуждающие к соответствующему поведению в зависимости от характера индивидуальной природы {цичжи). Механизм их взаимосвязи Чжу Си поясняет аналогией из социальных отношений: «Воля Неба подобна приказу правителя. Природа подобна получению должности у правителя. Ци подобно тому, что кто-то способен, а кто-то не способен к несению службы.... Небо можно уподобить Сыну Неба. Мин можно уподобить вручению мне назначения на службу. Природу можно уподобить полученному мною кругу обязанностей. Подобно тому как круг обязанностей уездной полиции заключается в поимке воров, а круг обязанностей архивариуса — в хранении документов»2. Объявив син (изначальную природу) доброй, Чжу Си должен был найти источники зла и существования моральных различий между людьми. Возникновение зла 1 Цит. по: Конфуцианство в Китае. С. 137. 2 Там же. С. 130.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes