|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 85
усилению авторитета чиновников. Поскольку экзамены строились на основе конфуцианского канона, заметно
возросла роль ученых-конфуцианцев: основная часть образованных и получивших первую ученую степень —
сюцая — составляла «фундамент» социального слоя (сословия) шэнь-ши, т.е. всех тех, кто учился, сдавал
экзамены, получал степени и должности и мог учить других.
Сдавшие первый экзамен имели право готовиться ко второму — на степень цзюйженя, а незначительная
часть выдержавших второй экзамен готовилась к третьему — на степень цзинъши, которая давала право на
занятие высших должностей в империи. Впрочем, даже выдерживавшие этот экзамен далеко не все и не сразу
получали соответствующие должности. Нужен был могущественный покровитель в «высшем эшелоне власти»,
чтобы кандидат на высокую должность, зарекомендовав себя и в ученом звании, и в политической
благонадежности, мог рассчитывать на определенный пост. Из среды тех, кто, став шэнъши, не поднимался по
служебной лестнице, нередко выходили поэты, писатели, драматурги. Как правило, и образованные чиновники
занимались изящной словесностью. В этой среде было немало ценителей поэзии и художественной прозы.
Если конфуцианские ученые и чиновники занимали заметное место в духовной культуре Ганской империи,
то в религиозной сфере в эту эпоху заметно обостряется соперничество буддизма и даосизма. Буддийские
монастыри, «верхушка» монашеской общины — сангхи, были средоточием философско-этической и
религиозно-этической духовной культуры, весьма авторитетными и среди мирян. В первые два столетия
империи Тан буддизм в Китае пережил свой «золотой век», оказав глубокое воздействие на всю духовную
жизнь — литературу, поэзию, искусство. Но в это же время усиливались и антибуддийские настроения, которые
в полной мере проявились в середине IX в. Наконец, в эпоху Тан окрепли позиции религии даосизма, вбиравшей
в себя народные верования и ассимилировавшей многие достижения буддизма.
В VII—VIII ее. продолжался рост буддийских монастырей и храмов, укреплялась их экономическая база.
Крупные монастыри обладали огромными богатствами, они являлись могущественными феодальными
владетелями. Члены
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|